Зрение у новорожденных по месяцам

Как устроен глаз новорожденного?

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).

Первые дни жизни

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Зрение у новорожденных по месяцам

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

Первый месяц

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

2–3-й месяцы

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Зрение у новорожденных по месяцам

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица – передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность.

НаблюдениеС первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик – линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу.

У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки – участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом – расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента.

Когда его много – глаза темно- или светло-карие, а когда мало – серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка – самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки.

Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного – мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз – малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития.

Общее развитие зрения у малыша

Многие люди полагают, что развитие зрения у ребенка начинается только после рождения. Однако некоторые исследования показывают, что органы зрения начинают воспринимать свет еще во время внутриутробного развития. Недоношенные дети, которые появились на свет на 28-ой неделе беременности, воспринимают яркий свет, однако они еще не могут на него реагировать.

Если же ребенок родился позже (на 32-38 неделе), то в таком случае после рождения он будет не только воспринимать свет, но и реагировать на него. Основные реакции – если свет слишком яркий, то ребенок будет закрывать глаза; если свет заинтересовал ребенка, то он будет следить глазами за источником света и так далее.

Однако все ученые согласны с тем, что сразу же после рождения зрение у ребенка начинает развиваться ускоренным темпами. Ученые предполагают, что в первые месяцы жизни у ребенка развиваются как сами органы зрения, так и особые отделы мозга, которые анализируют и обрабатывают зрительную информацию. Также в мозге начинается постепенное накопление зрительной информации – это нужно для того, чтобы ребенок не только воспринимал окружающий мир, но и мог различать предметы.

Исследования показывают, что подавляющее количество людей ничего не помнят о своем раннем детстве. Предполагается, что в раннем возрасте у детей очень плохо развиты специальные отделы мозга, которые ответственны за формирование долгосрочной памяти, где хранятся сведения о различных событиях, явлениях, предметах и так далее.

Одновременно с этим другие исследования показывают, что даже в самом раннем возрасте мозг детей уже способен воспринимать свет и различать предметы, а по достижении определенного возраста ребенок может запоминать так называемую “пространственную информацию” (так называют сведения о том, где располагается тот или иной объект).

Давайте теперь узнаем, как работает зрение у малыша в возрасте до 6 месяцев. В первые 2 недели после рождения ребенок достаточно слабо реагирует на свет. Если на ребенка посветить слабым источником света, то в таком случае практически никакой реакции от ребенка не будет. Если же на ребенка посветить ярким светом, то в таком случае у ребенка сузятся зрачки, однако при этом его взгляд будет все равно блуждающим.

Ученые считают, что это в таком возрасте у детей крайне слабое зрение, а в большинстве случаев дети могут воспринимать только свет, но не цвет (то есть они видят мир черно-белым). Также существуют исследования, которые показывают, что дети на 1-2 неделе жизни различают яркие предметы овальной формы.

Многие ученые считают, что распознавание овальных предметов является адаптационным механизмом, который был поддержан естественным отбором – ведь лицо человека обладает овальной формой, поэтому вполне возможно, что овальные предметы напоминают ребенку лицо матери или отца. При этом обратите внимание, что в таком раннем возрасте дети хоть и воспринимают овальные предметы, однако они очень слабо запоминают лица (поэтому не нужно переживать в том случае, если ребенок не может запомнить лицо матери или отца).

Еще одной особенностью детского зрения является то, что зрительное поле у ребенка достаточно сильно сужено, поэтому дети могут видеть только те предметы, которые располагаются прямо перед ними. Например, ваше лицо располагается напротив детского лица – в таком случае весьма вероятна ситуация, что ребенок вас увидит; если же вы уведете лицо в сторону, то вполне вероятна ситуация, что вы покинете зрительную область ребенка и он перестанет вас видеть.

Где-то на 2-4 неделе после рождения ребенок начинает видеть не только сильный, но и слабый свет. Исследования показывают, что в 90% случаев младенцы в таком возрасте уже могут фиксировать взгляд на любом световом источнике (в остальных 10% случаев эта способность появляется где-то на 5 неделе жизни).

Где-то на пятой неделе ребенок уже может фиксировать взгляд на глазах родителя (однако зрение все равно остается еще очень слабым). При этом нужно учитывать, что эта способность обычно распространяется только на мать, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно мама занимается уходом за ребенком (однако если отец будет активно принимать участие в уходе, то в таком случае ребенок научится ловить и его взгляд).

Также в этом возрасте возрастает координация глазных мышц, поэтому ребенок в таком возрасте уже может различать кое-какие предметы в горизонтальном направлении. Однако в целом координация еще очень слабая, поэтому зрение у ребенка в этом возрасте еще очень сильно “блуждает” от одного предмета к другому (однако он уже может ненадолго задерживать взгляд на предмете, который его заинтересовал).

Зрение у новорожденных по месяцам

На втором месяце жизни ребенок уже может хорошо воспринимать все предметы, которые располагаются близко к нему (не более 40 сантиметров). Он может легко сфокусироваться на лице матери, на игрушках, на необычных предметах с контрастным окрасом и так далее. Также в этом возрасте происходит синхронизация между различными органами чувств – теперь слух, осязание и зрение органично дополняют друг друга, а не живут отдельно друг от друга.

Предполагается, что именно в этом возрасте в мозге начинает формироваться большое количество зрительных центров, поэтому ребенок начинает воспринимать объемность предмета (считается, что до этого ребенок воспринимает все предметы в качестве двумерных объектов).

Также в этом возрасте ребенок начинает активно реагировать на движущиеся предметы – он поворачивает голову, фокусирует на них взгляд и так далее (но при этом обратите внимание, что ребенок не может долго фокусировать взгляд на движущемся предмете). Еще в этом возрасте у ребенка резко улучшается цветовое зрение (до этого возраста дети воспринимают цвет достаточно слабо).

На третьем месяце жизни острота зрения продолжает повышаться. Ребенок без проблем может сфокусироваться на покоящемся предмете; если предмет двигается, то ребенок может неотрывно наблюдать за ним в течение 5-10 секунд (однако если предмет движется по какой-то сложной траектории, то ребенку будет сложно сфокусировать на нем взгляд).

Исследования показывают, что в этом возрасте ребенок может хорошо различать предметы, которые располагаются перед ним на расстоянии до 1 метра. Также у ребенка активно развивается объемное мышление, однако в целом малыш плохо воспринимает объемность. Например, в таком возрасте малыш может попытаться ухватить двумерный узор в виде цветка на одежде матери, думая, что это объемный объект.

В возрасте четырех-пяти месяцев у малыша уже очень острое зрение, поэтому он уже может воспринимать даже самые мелкие предметы и детали. Также у ребенка в этом возрасте обычно хорошо функционирует объемное мышление, а во время хватания предметов он не промахивается (однако у некоторых детей объемное восприятие формируется на пару месяцев позже, что является нормой).

Как видит ребенок по неделям

Также у ребенка начинает активно развиваться так называемое стереотипное зрительное мышление – например, если ребенок видит бутылочку с молоком, то он понимает, что его сейчас будут кормить. Также у малыша в этом возрасте уже хорошо развита зрительно-пространственная память: например, ребенок поиграл немного погремушкой и оставил ее в коробке – когда он захочет с ней поиграть в следующий раз, он начнет свои поиски погремушки именно с коробки.

На шестом месяце жизни зрение становится достаточно острым и ребенок начинает активно исследовать ближайшее окружение и предметы. При этом для него очень важны воспоминания о пространстве и предметах, которые его окружают – поэтому, например, если ребенок окажется в неизвестном месте или увидит новый необычный предмет, он может испугаться и заплакать.

В этом возрасте у ребенка завершается формирование объемного мышления, а ребенок в этом возрасте без труда уже может ухватить предмет какой-либо формы. 

Активное развитие зрения у ребенка происходит в первые 6 месяцев жизни, а потом зрение лишь постепенно совершенствуется. Давайте теперь кратко рассмотрим вопрос того, как развивается зрение у ребенка в возрасте старше 6 месяцев:

  • 7-8 месяцы. В этом возрасте у ребенка серьезно улучшается общая зрительная память и острота зрения. Многие дети в этом возрасте начинают понимать, что изображено на их простыне и одеяле. Также в этом возрасте ребенок активно изучает взаимосвязь между предметами;
  • 9-12 месяцы. В этом возрасте у ребенка формируется представление о том, что предметы можно воспринимать не только целиком, но и по частям. Поэтому в этом возрасте многие дети пытаются разобрать или даже сломать предметы. Зрение в этом возрасте у ребенка очень острое, поэтому он начинает “считывать” мимику с лица родителей. Также из-за улучшения остроты зрения ребенок начинает понимать, кто “чужой”, а кто “свой”;
  • 1-2 год жизни. В этом возрасте завершается синхронизация между движениями глаз и рук. В этом возрасте большинство детей способны воспринимать жесты (сперва они воспринимают всего 2-3 жеста, однако со временем их “библиотека жестов” серьезно увеличивается). В этом возрасте дети также начинают проявлять интерес к рисованию;
  • 3-4 год жизни. В этом возрасте зрение ребенка завершает формирование. Где-то в конце 4 года жизни у ребенка зрение уже точно такое же, как и у взрослого.

Этапы развития зрительного восприятия недоношенного ребёнка

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.

Рекомендации относительно благоустройства детской комнаты

У ребенка строение глаз немного отличается, поэтому при благоустройстве детской комнаты нужно помнить о некоторых правилах. Самое главное правило – это постоянное наличие в комнате солнечного света утром и днем. Вечером рекомендуется включать люстру, чтобы покрыть недостаток дневного света. А вот на ночь не рекомендуется включать в детской комнате свет за исключением небольшого ночника, который обязательно должен гореть ночью.

Также необходимо помнить о дополнительных правилах:

  1. Окрашивать стены рекомендуется в умеренно-яркие цвета. Идеально подойдут следующие оттенки – персиковый, сиреневый, желтый, бирюзово-голубой, светло-голубой, розовый и так далее. А вот некоторые цвета для покраски стен противопоказаны – красный, черный, коричневый и темно-фиолетовый. При этом обратите внимание, что стены не рекомендуется окрашивать исключительно в белый цвет, поскольку это может плохо повлиять на психику ребенка (однако разрешается использовать белый цвет в качестве вспомогательного цвета – например, вы можете окрасить стену в два цвета, оставив между ними широкую белую полосу).
  2. Необходимо помнить о вспомогательных элементах комнаты. Обязательно повесьте над кроватью игрушки и светильник, покрасьте оконную раму и дверь, повесьте несколько детских картин на стену, постелите на пол чистый ковер, разместите в комнате несколько низких стульчиков, поставьте коробку с игрушками и так далее.
  3. Особое внимание уделите игрушкам – во-первых, их должно быть много, во-вторых, они должны стимулировать когнитивное развитие малыша. В раннем возрасте рекомендуется покупать ребенку погремушки и мягкие игрушки в виде животных (кошки, собаки, коровы, медведи и так далее). Когда ребенок немного подрастет, купите ему конструктор, чтобы у него развивалось абстрактное мышление (при этом отдайте свое предпочтение крупному конструктору, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали). Когда ребенок подрастет, купите ребенку кукол или солдатиков, железную дорогу, машинку на радиоуправлении и так далее.
  4. Также не забывайте о прогулках на свежем воздухе, поскольку на улице ребенок может познакомиться с интересными объектами, а также с другими детьми. Идеальный вариант для прогулок – детские площадки и песочницы. Если ребенку менее 1 года, то в таком случае ребенок во время прогулок должен быть в коляске; когда же ребенок научится ходить, то в таком случае он должен ходить по улице самостоятельно (однако родители обязаны его держать за руку, чтобы он не упал или не попал под машину). Прогулки следует совершать в светлое время суток при теплой погоде, а вот зимой, поздней осенью или ранней весной гулять нужно очень аккуратно, чтобы ребенок не заболел.

Вероятные проблемы с глазами

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

  • Косоглазие.
  • Врождённая форма миопии.
  • Дальнозоркость.
  • Нистагм.
  • Глаукома.
  • Птоз.

Косоглазие

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Ребенок смотрит на погремушку

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

Врождённая миопия

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Дальнозоркость

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.

Нистагм

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Процесс формирования зрения

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Заключение

Давайте подведем итоги. У новорожденных детей зрение развито очень слабо, однако по мере роста и развития оно интенсивно развивается. После рождения ребенок может слабо реагировать на яркий свет, однако он плохо различает очертание предметов, не различает цвета, не воспринимает объемность и не может следить за источником света.

Где-то на третьем месяце ребенок уже воспринимает цвета и форму предметов, а также может узнавать маму; также он может следить за источником света, однако он не воспринимает объемность предметов. К шести месяцам зрение становится достаточно острым, у ребенка формируется представление об объемности и он начинает узнавать людей.

Как проверить зрение малыша дома

Чтобы выяснить, насколько развито зрительное восприятие у малыша, можно провести несложное исследование в домашних условиях. При этом необходимо учесть, что полученные результаты не станут на 100% достоверными – составить точную картину о состоянии глаз ребёнка способен только детский офтальмолог.

Для проверки зрения под рукой необходимо иметь:

  • большую карточку, на которой изображён крупный предмет (квадрат, круг и т. д.);
  • игрушку, которую больше всего любит младенец (погремушку).

В комнате должен присутствовать источник света, который не будет отбрасывать тени.

Удерживая в правой руке карточку, её помещают на расстоянии 40–60 см от глаз ребёнка. После того как малыш полностью сосредоточится на изображении, его начинают медленно двигать в различные стороны. Когда зрение малыша пребывает в норме, он следит за перемещением картинки. Если после нескольких попыток ребёнку не удаётся отследить движение объекта, могут иметь место зрительные нарушения.

Игрушку располагают напротив малыша. Прикрыв один глаз ребёнка, погремушку медленно убирают из поля зрения, наблюдая за детской реакцией. Если после того как игрушка исчезнет, младенец никак не реагирует, подобное говорит о возможной патологии в одном из органов зрения.

При наличии любых явлений, способных указывать на имеющиеся нарушения в области глаз, рекомендуется показать новорождённого специалисту.

В каких случаях обратиться к офтальмологу

Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:

  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Глазами младенца...

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинская энциклопедия