Когда новорожденный начинает видеть

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Во сколько недель младенцы начинают хорошо видеть

– Восемь недель – умеют задерживать взгляд на больших предметах (не более 10 секунд);

 – 16 недель – способны сфокусировать зрение на объекте, отследить движения проходящих мимо взрослых. Это возраст, когда ребенок начинает узнавать маму, реагируя на ее появление улыбкой и гулением;

 – шестой месяц жизни – узнают не только родителей, но и других значимых взрослых, с интересом разглядывают игрушки, предметы интерьера.

Формирование слуха и зрения до рождения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Почему груднички косят глазами?

Некоторые мамы очень пугаются, замечая у новорожденных косоглазие. Между тем непостоянное скашивание глаз – нормальный процесс для детей младше шести месяцев.

Причина этого явления – слабые глазные мышцы. Младенцам достаточно сложно разглядывать предмет или родителей сразу двумя глазами, что вызывает расфокусировку взгляда. В полугодовалом возрасте косоглазость проходит. Если же малыш косит постоянно или после полугода эта особенность не прошла, обязательно обратитесь к специалисту.

Что видит малыш

Когда новорожденный начинает видеть

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Развитие зрительных способностей

 – размещайте объект для разглядывания (игрушку, картинку) на расстояние до 25 см от детского лица. Этот принцип действует и для человеческого лица – наклоняйтесь к малышу, улыбайтесь в ответ на детскую улыбку;

 – грудничку проще фокусировать взгляд, если он расположен вертикально. Чтобы поиграть в «гляделки» или показать ему что-то интересное, возьмите малыша на ручки, поставив «столбиком» и придерживая головку;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

 – развесьте над кроваткой погремушки или установите мобиль. Размещать их нужно не напротив малыша, а чуть-чуть сбоку или поближе к ногам. Такое положение помогает сфокусировать взгляд, не создавая нагрузки на детскую шею;

 – отслеживайте, как у младенца растут реснички. Часто они отрастают неровно, попадая на роговицу, что при моргании вызывает ее повреждение;

– следите за правильным освещением, однако не оберегайте детские глаза от света. Постоянный полумрак не позволяет развиваться глазным мышцам малыша.

Итак, на распространенный вопрос, когда новорожденный ребенок начинает видеть, специалисты отвечают просто: с момента появления на свет. Однако для полноценного развития этого умения должно пройти несколько месяцев. Лишь в четырехмесячном возрасте малыш начнет различать цвета, узнавать маму и на некоторое время задерживать взгляд на предметах.

Чтобы не переживать о развитии зрительных способностей младенца, посещайте офтальмолога не реже одного раза в квартал. Доктор проследит, как совершенствуется детское зрение, и расскажет, как ухаживать за глазами новорожденного ребенка.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит.

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

развитие младенца до 1 года

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

(0
оценок; рейтинг статьи 0)

  • зрачок плохо реагирует на свет, но «увидеть» источник света может. Поэтому новорожденный поворачивает голову к включенной лампе, за пеленой он видит ореол света;
  • низкая прозрачность роговицы глаза не позволяет видеть четко, малый размер роговицы;
  • младенческая дальнозоркость: ограниченная преломляющая способность роговицы приводит к тому, что дальние предметы видятся малышу лучше, чем близкие. Обычно это расстояние в 20-25 см, не более, полезно брать младенца на руки, чтобы он мог рассмотреть ваше лицо на этом удобном для его зрения расстоянии. Аналогично с игрушками, их надо весить не над лицом малыша, а на удобном для фокусировки глаз расстоянии;
  • сетчатка глаза слабая, все предметы окрашены в цвет от светло-серого до почти черного;
  • глазки новорожденного могут «смотреть» в разные стороны – это нормально! К месяцу жизни младенец научится их фокусировать на одном предмете, хотя время удержания взгляда будет не более 10-30 секунд;
  • малыш «видит» картинку, как и взрослые, только не четко. Мнение о «перевернутом» зрении в период новорожденности неверно. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинская энциклопедия