Ограничения по зрению при получении водительских прав в 2020 году

С какими еще ограничениями нельзя садиться за руль

К прочим ограничениям, с которыми водительские права не выдают, можно отнести патологии:

  • слезного мешка;
  • зрительного нерва;
  • изменения слизистых;
  • изменения мышц века;
  • диплопия

Если вы задумываетесь о получении прав, выделите время и пройдите обследование у хороших врачей. Проблемы со здоровьем в большинстве случаев можно решить. Займитесь этим заранее, чтобы патологии не помешали вам получить водительское удостоверение. Также начните как можно раньше отрабатывать свои навыки за рулем. Это добавит вам уверенности и поможет успешно сдать экзамен в автошколе.

В качестве первого автомобиля лучше приобрести подержанный автомобиль. Как купить б/у машину и чего стоит опасаться, вы узнаете из статей, размещенных в разделе «Покупка подержанного автомобиля». Обзоры на подержанные автомобили разных годов выпуска читайте в нашем блоге. А когда определитесь с моделью, проверьте историю автомобиля на наличие штрафов, ДТП, лизинга, залога и других проблем.

Во время прохождения медкомиссии, у кандидата в водители может выявиться противопоказание к вождению, показания или ограничение по зрению.

В первом случае речь идет о наличии заболевания (состояния), не позволяющего управлять транспортным средством (ТС) ни при каких обстоятельствах (например, слепота обоих глаз, дальтонизм и т. д.). В этом случае кандидату в водители справка о прохождении комиссии не выдается.

Показания означают, что лицо может управлять ТС, при условии, что оно будет дополнительно оборудовано либо водитель будет использовать специальные приспособления (например, линзы или очки).

В отличие от первых двух терминов, ограничение является более мягким «приговором». Оно регулирует разрешенные стадии заболевания, не позволяющего управлять ТС различных категорий. Это значит, что в случае выявления ограничения, вы не можете садиться за руль конкретного авто, но при этом не запрещается управлять транспортом другой (разрешенной) категории.

Требования к водителям различаются в зависимости от категории прав. При обследовании у офтальмолога будет учитываться соответствие только той категории, которая указана в пластиковой карточке либо сертификате об обучении (если права оформляются в первый раз).

Поэтому важно знать, какие могут быть ограничения к управлению ТС для той или иной категории вождения. Для наглядности информация представлена в таблице.

Категория
Медицинские ограничения к управлению ТС категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа Медицинские ограничения к управлению ТС категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) Медицинские ограничения к управлению ТС категории «С», «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1», «D1», «С1Е» или «DIE»
1 Острота зрения ниже 0,6 на одном глазу и ниже 0,2 на другом с учетом коррекции (очками, линзами или операцией), независимо от степени и вида аметропии или длины глаза. Острота зрения ниже 0,6 на одном глазу и ниже 0,2 на другом с учетом коррекции (очками, линзами или операцией), независимо от степени и вида аметропии или длины глаза. Острота зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,4 на другом, если коррекция (очками, линзами или операцией) более 8 дптр, независимо от степени и вида аметропии или длины глаза.
2 Слепота одного глаза, если острота другого ниже 0,8 с учетом коррекции (очками, линзами или операцией), независимо от степени и вида аметропии или длины глаза. Первый месяц после любой рефракционной операции (если нет осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза). Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
3 Первый месяц после любой рефракционной операции (если нет осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза). Хроническая патология глазной оболочки при значительном нарушении зрения, стойкое изменение век, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока. Первый месяц после любой рефракционной операции (если нет осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза).
4 Хроническая патология глазной оболочки при значительном нарушении зрения, стойкое изменение век, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. Хроническая патология глазной оболочки при значительном нарушении зрения, стойкое изменение век, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5 Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6 Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7 Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Статья в тему: Сдача анализов для получения прав – нужна ли флюорография для водительской справки и другие особенности диагностики для разных категорий водителей

Согласно п. 27.3 Приложения № 2 Приказа № 302н, основанием к запрету на вождение для водителей категории «В» являются противопоказания, указанные в п. 3-25 пп. 28. Казус состоит в том, что данного подпункта в документе нет. При этом никаких официальных разъяснений со стороны Минздравсоцразвития не поступало.

Таким образом, возник правовой вакуум, а список противопоказаний для категории «В», указанный в п. 27.3, получился намного меньше, чем для категории А.

На практике, врачи исходят из того, что в Приказе опечатка и пп. 28.1 следует читать, как пп. 27.1, который регламентирует противопоказания для категории А. С юридической точки зрения это неправильно, но такова реальность.

С каким зрением не дают прав – перечень ограничений и противопоказаний по разным категориям прав

Существует ряд состояний, выявление которых офтальмологом приводит к отказу в выдаче положительного заключения для управления ТС. К ним относятся:

  • ситуация, когда человек менее 3-х месяцев назад перенес операцию на глазах;
  • серьезные изменения слизистой глаз и мышц век, которые являются причиной ухудшения зрения, но могут быть восстановлены посредством оперативного вмешательства;
  • патологическое нарушение функционирования слезного мешка (в подобной ситуации может помочь операция);
  • диплопия и, как следствие, раздвоение объектов;
  • отслоение сетчатки глаза;
  • атрофия зрительного нерва;
  • глаукома (во многом зависит от стадии, на которой находится заболевание в момент обследования).

Приняв решение сесть за руль, каждый человек должен быть уверен, что его зрение в порядке.

Если же кандидат в водители полагает, что его безосновательно не допускают к управлению ТС (по состоянию здоровья), то целесообразно будет обратиться за разрешением проблемы к юристам.

Последнее обновление: 05-12-2019

Найти ответ на вопрос, при каких заболеваниях не дают водительское удостоверение, можно в Постановлении Правительства «О перечнях медицинских противопоказаний… к управлению транспортным средством», вступившим в силу в январе 2015 года. В нём указаны группы заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ), а не конкретные диагнозы. В их число входят следующие противопоказания к управлению автомобилем:

  • психические, симптоматические и прочие органические расстройства;
  • бредовые и шизотипические расстройства, шизофрения;
  • аффективные расстройства (расстройства настроения);
  • расстройства соматоморфные и связанные со стрессом, невротические;
  • расстройства личности в зрелом возрасте;
  • умственная отсталость;
  • расстройства поведения и психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ;
  • эпилепсия;
  • ахроматопсия;
  • тяжёлые сердечносо-судистые заболевания.

Завершает список болезней, с которыми нельзя получить водительские права, слепота обоих глаз.

Будет ли вам отказано в выдаче прав или врач наложит ограничение на управление ТС, зависит от вида глазной болезни и степени ее выраженности. Так, если имеется миопия (близорукость) или гиперметропия (дальнозоркость), вождение допускается только в корректирующих приспособлениях (линзах или очках).

Но законодательством определены и те заболевания, с какими не дают ВП. Согласно п. 27.1 Приложения № 2 к Приказу № 302н, к таковым относится:

  • Катаракта – помутнение глазного хрусталика в той или иной степени, приводящее к нарушению зрения.
  • Отслоение сетчатки, независимо от того, на одном глазу или на обоих.
  • Косоглазие паралитического типа.
  • Глаукома – патология в результате повышения внутриглазного давления.
  • Диплопия, характеризующаяся раздвоением видимой картинки.
  • Атрофия нервных окончаний – необратимое нарушение зрения.
  • Повреждения слизистой оболочки основных мышц века, влияющие на уровень зрения.
  • Патология слезного мешка, отражающаяся на общем состоянии глаз.
  • Наличие имплантатов, например, искусственного хрусталика в одном глазу.

Некоторые из этих заболеваний поддаются лечению. Поэтому вполне возможно, что врач посоветует сделать операцию и снова прийти на обследование. В этом случае нужно помнить, что повторный осмотр возможен не ранее, чем через 1 месяц после хирургического вмешательства.

Для получения возможности сесть за руль, необходимо, чтобы состояние глаз соответствовало следующим параметрам:

  • Для водителей категорий А и В, использующих ТС в личных целях уровень зрения должен быть не ниже 0,8. При этом если у глаз диагностирована разная степень остроты, то минимальный показатель для хорошего – 0,6, для второго – 0,2.
  • Для профессиональных водителей всех категорий зрение должно быть не менее 0,7, если оба глаза видят одинаково. В противном случае, острота одного глаза должно быть не менее 0,8, другого не менее 0,4.
  • Если один глаз не функционирует или отсутствует, острота второго должна быть не менее 0,8 (без учета коррекции).
  • Разница между глазами должна быть не более 3 диоптрий.
  • Если имеются очки или линзы, их оптическая сила не должна превышать 8 диоптрий.

Если уровень зрения не укладывается в перечисленные рамки, на водителя накладывается ограничение ­– он может управлять ТС только в линзах или очках (при условии, что допустимая норма достигается линзами не более 8 диоптрий).

Если у обследуемого выявлено офтальмологическое заболевание, на него также накладывается ограничение, он может сесть за руль только после лечения и прохождения повторной комиссии.

Ответственность за подделку результатов проверки зрения у водителей

Офтальмолог исследует кандидата в водители сразу в нескольких направлениях, изучая такие моменты, как:

  • Острота зрения;
  • Уровень цветоощущения;
  • Поля зрения.

В ходе обследования у человека могут обнаружиться некоторые отклонения от нормы, однако далеко не всегда подобные отклонения являются категорическим запретом для управления авто.

Чтобы правильно понимать, какие критерии существуют у каждого этапа офтальмологического исследования, стоит подробно их рассмотреть.

Острота зрения

Сразу нужно сказать, что тем водителям, которые пользуются в повседневной жизни очками/линзами, следует обязательно взять их на прием к офтальмологу (проходить осмотр нужно будет в них).

Диагностика остроты зрения производится, как правило, посредством стандартной таблицы (с буквами). Положительным результатом (с учетом всех средств коррекции зрения) считаются:

  • Категория «В» — это более, чем 0,6 для обоих глаз либо «лучшего», а также более чем 0,2 – для слабовидящего глаза;
  • Категория «С» — более 0,7 для обоих глаз или более 0,4 для слабовидящего глаза и 0,8 и более — для «лучшего»;
  • Водители пассажирского, а также спецавтотранспорта (кат. «В») – не менее 0,4 на слабом глазу и 0,8 – на «лучшем» глазу.

Отдельно следует отметить, что, если человек носит очки/линзы постоянно, то оптическая сила не должна превышать показателей « » либо «-» 8 диоптрий, а разница между силой правой и левой линзы не должна быть более 3-х диоптрий.

В случае, когда один глаз человека не видит вовсе либо полностью отсутствует, то ему можно управлять автомобилем только, если второй глаз имеет без всякой коррекции остроту более 0,8 и не наблюдается нарушений полей зрения.

Ограничение по зрению при получении водительских прав

Исследование этого показателя проводится по таблице Рабкина.

Если ранее такое отклонение от нормы, как дальтонизм не являлся важным показанием для отказа в выдаче прав, то сейчас уровень цветоощущения кандидата в водители вполне может оказать существенное влияние на окончательное решение медкомиссии.

Офтальмологическое заключение во многом зависит от степени нарушения цветоощущения, но иногда даже при серьезных отклонениях от нормы врач может вынести положительное решение, однако с соответствующей пометкой в справке и правах.

По существующим нормам максимально допустимым считается сужение поля зрения 20°.

Подобное нарушение встречается редко и, как и дальтонизм, не может быть откорректировано при помощи линз либо очков. Сужение у человека полей зрения, как правило, является симптомом более серьезных заболеваний, которые сами по себе выступают противопоказаниями для управления ТС.

6 января 2020 года в законную силу вступило Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению ТС» (№1604-ПП).

С этого момента появилось законодательное разграничение между профессиональными водителями и теми, кто использует ТС для личных целей.

Для первой категории перечень противопоказаний устанавливается в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (п. 27. «Управление наземными ТС»).

Ограничения по зрению при получении водительских прав в 2020 году

Для другой категории водителей используются медицинские противопоказания, указанные в № 1604-ПП.

Проверка состояния глаз является необходимым условием получения прав. Поэтому посещение офтальмолога обязательно для каждого водителя. Частота проверки зависит от категории ТС.

Так, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ водители личных авто должны проходить осмотр у офтальмолога только при получении и продлении водительского удостоверения (ВУ).

А вот профессиональные водители должны проходить комиссию в момент приема на работу и впоследствии каждые два года в течение всего периода осуществления трудовой деятельности. А так как проверка глаз входит в список обязательных осмотров, офтальмологическая диагностика, в данном случае, производится чаще.

В случае оформления и использования фальшивой справки, наказание понесут оба участника махинации: и врач, и водитель.

За предъявление подобного документа водителю грозит уголовное наказание по п. 3 ст. 327 УК РФ:

  • Штраф в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за период до полугода.
  • Обязательные работы – до 480 часов.
  • Исправительные работы – до 24 месяцев.
  • Арест – до полугода.

Что касается врача, согласно ч. 1 ст. 327 УК РФ, ему грозит ограничение или лишение свободы до 2 лет, принудительные работы до 24 месяцев, либо арест до полугода.

Водительское удостоверение для глухих

При нарушениях слуха водительские права могут быть получены, но только на категорию В. Глухие водители могут водить:

  • легковые авто;
  • грузовые машины весом до 3,5 тонн;
  • микроавтобусы вместимостью до 8 пассажиров.

Другими транспортными средствами управлять запрещено.

Ограничения по зрению при получении водительских прав в 2020 году

В водительском удостоверении ставится отметка о невозможности такого человека работать водителем по найму. Можно управлять авто лишь в частном порядке.

При плохом зрении на осмотре у окулиста важно иметь при себе очки или контактные линзы. На приеме у офтальмолога проверка зрительного восприятия осуществляется, исходя из видимости в средствах коррекции зрительного восприятия, потому что человек постоянно должен надевать или очки при вождении авто.

Пройти окулиста с плохим зрением и получить доступ к оформлению водительского удостоверения возможно, если зрительное восприятия входит в нормы, указанные в законе Российской Федерации.

Если зрение сильно ухудшено, окулист не даст «зеленый свет» на получение прав.

Чтобы иметь право вождения ТС необязательно иметь 100% зрение. Достаточно будет, если уровень остроты поддается коррекции при помощи линз и очков (при условии, что до достижения требуемых параметров используется не более 8 диоптрий).

Если отказом в получении справки послужило заболевание, которое можно устранить лишь хирургическим путем, решение о выдаче справки после операции принимается не отдельным офтальмологом, а консилиумом.

Регулировать можно только уровень остроты зрения, которая поддается коррекции. Остальные параметры офтальмологического обследования для прав невозможно изменить. Соответственно, вы не можете рассчитывать на ВУ, если у вас нарушено цветоощущение или слишком маленький кругозор.

Учитывая последнюю формулировку ограничения, можно сделать вывод: если зрение поддаётся улучшению с помощью одной из стандартных методик, то, например, надев очки, вполне можно управлять транспортным средством.

Вместе с тем на форумах автомобильной тематики можно найти совет заучить порядок букв в нижнем ряду офтальмологической таблицы. Но следует знать, что допуск на водительские права по зрению выдают опытные специалисты, в кабинете которых побывало не одно поколение претендентов на получение водительских прав.

Запомнить все варианты, в которых окружность не смыкается в определённом месте, невозможно. Озвучив неверные ответы, гражданин попадёт в список лиц, кому нельзя сдавать на права.

Каким должно быть зрение для получения ВУ

Для обследования используется лазерное и компьютерное оборудование, которое позволяет диагностировать ухудшение зрения на самых ранних стадиях. Кроме того, осмотр проводится без соприкосновения с глазом, что предотвращает риск возникновения инфекций и сокращает время диагностики.

Для офтальмологического осмотра используется:

  • Авторефрактометр – прибор, выявляющий астигматизм, близорукость и дальнозоркость.
  • Компьютерный роговичный топограф – исследует состояние сетчатки глаза.
  • Бесконтактный тонометр, измеряющий внутриглазное давление, не прикасаясь к органу зрения.

Каждый используемый аппарат должен иметь документы, подтверждающие его соответствие государственным нормам. Ознакомление с ними перед диагностикой является вашим правом.

Специальная подготовка к данному виду обследования не требуется. Вы должны:

  • Представить исчерпывающую информацию об имеющихся проблемах со зрением (при наличии).
  • Вспомнить, как часто и в какой ситуации они возникают – с самого утра либо после продолжительной работы за компьютером.
  • Рассказать о наличии предрасположенности к ухудшению зрения (например, генетической).
  • Поставить врача в известность о прохождении каких-либо медицинских процедур (например, сделанной коррекции зрения).

Ограничения по зрению при получении водительских прав в 2020 году

Таким образом, от вас требуется только информация о наличии/отсутствии проблем с глазами.

Статья в тему: Медкомиссия на водительские права – как и где ее пройти разным категориям водителей пошаговая инструкция для получения заключения

Противопоказаний к офтальмологическому обследованию не бывает, их регулярное проведение позволяет иметь актуальную информацию о состоянии своих глаз.

Но когда речь идет о получении прав, есть ситуации, когда лучше выбрать иное время для проверки зрения. Речь идет о наличии заболеваний, которые не позволят поставить достоверный диагноз.

Подобные болезни делятся на две группы:

  1. Временные. Если была сделана операция на глазах меньше 1-го месяца назад, проводится курс офтальмологического лечения, либо имеется обострение хронического заболевания.
  2. Устранимые – которые можно вылечить. К тем, от которых можно избавиться за короткое время относятся иридоциклит, конъюнктивит и другие заболевания инфекционного или воспалительного характера.

Также не стоит идти к офтальмологу в период повышенной утомляемости глаз. Подобное состояние может привести к повышенной светочувствительности, снижению остроты зрения и иным неприятным последствиям, которые повлияют на результат осмотра.

Во всех перечисленных случаях желательно отложить посещение офтальмолога до того момента, когда глаза придут в норму.

Медицинское заключение по результатам обследования заполняется по форме N 003-В/у. В документ вносятся сведения о пациенте и дате выдачи справки.

Результат обследования фиксируется путем подчеркивания соответствующих строк, подтверждающих наличие или отсутствие противопоказания к управлению ТС.

Также отмечаются категории, для которых проводится осмотр, в остальных проставляется знак «Z». В строках, касающихся ограничений и противопоказаний, выбранные параметры о, затем ставится печать (в правом нижнем углу).

Выданное заключение фиксируется в Журнале регистрации выданных медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов водители ТС) противопоказаний, показаний или ограничений к управлению ТС.

Выданное водителю заключение представляется в отделение ГИБДД вместе с остальным пакетом документов для получения прав.

Статья в тему: Медсправка для получения водительских прав – когда она нужна, и каковы особенности ее оформления

Если вы не согласны с поставленным диагнозом и отказом в предоставлении допуска к управлению ТС, у вас есть право обжаловать врачебное решение.

Делается это в судебном порядке, но для начала нужно собрать доказательства неправомерности действий офтальмолога. Для этого надо пройти повторное обследование у другого специалиста и получить медицинское заключение.

Далее нужно обратиться в мировой суд по месту своей регистрации с иском, к которому прилагаются оба диагноза.

Статья в тему: Медицинская справка на права – сколько действует и где выдается заключение нового образца

По закону, водителю нужно проводить диагностику зрения в двух случаях:

  • При получении прав, в порядке общей медкомисии.
  • При продлении прав, когда водитель восстанавливает их после истечения срока действия.

Получается, что закон требует проведения офтальмологической диагностики не чаще 1-го раза в 10 лет (если речь идет о водителях личного авто).

Но следует понимать, что такие временные рамки не позволяют иметь актуальную информацию о состоянии органов зрения. Объясняется это следующими факторами:

  • Идеальные условия при офтмальмологическом осмотре не позволяют получить достоверную картину о состоянии глаз. Ведь водитель на дороге сталкивается с разными условиями: туман, прямые солнечные лучи, сумерки и т. д., когда глазам приходится адаптироваться к конкретной ситуации.
  • Уровень зрения не статичен. Учитывая современный образ жизни, состояние глазного аппарата может ухудшиться в любой момент (из-за частого использования гаджетов, отсутствия профилактических мероприятий, возраста и т. д.)
  • Ранняя диагностика повышает шансы на полное выздоровление. Например, появление катаракты ощущается больным только после того, как помутнение хрусталика начинает ухудшать зрение. А при своевременной диагностике наличие проблемы выявляется в самом начале заболевания. Это значит, что появляется возможность лечения без хирургического вмешательства, тогда как это неизбежно на более поздних стадиях.

Учитывая степень важности хорошего зрения на дороге, целесообразно своевременно и качественно проходить офтальмологическое обследование не только перед тем, как получить права.

Стоит посещать врача хотя бы раз в год, потому что на состояние глаз влияет множество факторов, в том числе и возраст. Своевременное обращение не только снизит риск возникновения ДТП, но и поможет избежать лишения прав по состоянию здоровья.

В работе органов зрения допускаются некоторые нарушения, но только те, которые не оказывают негативное влияние на процесс вождения. Конечно, у каждого человека эти изменения проявляются индивидуально. У кого-то картинка выглядит размыто, а кто-то стал видеть окружающий мир в иной цветовой гамме. Но в любом случае это признаки ненормального функционирования зрительного аппарата.

Он знает, какое должно быть зрение при получении прав, и подберёт соответствующие вашему случаю средства коррекции. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Водители, пользующиеся очками/линзами, должны обязательно их взять на приём к окулисту. Диагностика остроты зрения осуществляется обычно посредством таблицы с буквами. Положительный результат (с учётом всех используемых средств коррекции) для разных категорий определяется по-разному. А именно:

  • водители специального (категории В), а также пассажирского транспорта – острота зрения здорового глаза не менее 0,8 и слабого – 0,4;
  • категория С – для обоих глаз более 0,7 или для здорового – не менее 0,8 и для слабовидящего – 0,4 и более;
  • категория В – для здорового либо для обоих глаз – более 0,6 и для слабовидящего – более 0,2.

Отдельно отметим момент, касающийся людей, которые носят очки или линзы постоянно. Разница между оптической силой левой и правой линзы должна быть менее 3 диоптрий. А в целом оптическая сила между “–“ и “ ” – в пределах 8 диоптрий. Если один глаз вообще не видит, управлять автомобилем человеку можно, но допустимое зрение второго глаза в таком случае должно быть более 0,8 при условии, что нарушений полей зрения не наблюдается.

С каким зрением не дают прав – перечень ограничений и противопоказаний по разным категориям прав

Список недугов, с которыми запрещено водить машину, чётко определён.

Управлять авто запрещено людям, которые страдают заболеваниями, связанными:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • некоторыми заболеваниями неврологического характера;
  • психическими отклонениями;
  • отсутствием конечностей или их частей;
  • глухотой;
  • дефектами сердечно-сосудистой системы организма.

Но одним из самых опасных недугов, который мешает человеку полноценно управлять автомобилем, является недостаток зрения. В этой статье мы расскажем о том, какое зрение допускается для вождения.

Водительское удостоверение не выдаётся людям, имеющим следующие заболевания органов зрения:

  • Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся существенным ухудшением функции зрения.
  • Хроническое воспаление слёзного мешка, не поддающееся лечению консервативными методами.
  • Стойкая диплопия по причине косоглазия любой этиологии.
  • Ограничение кругозора более чем на 20о.Медицинские противопоказания по зрению
  • Острота зрения понижается в зависимости от аномалий рефракций, изменений глазного дна и иных причин, носящих органический характер.
  • Нарушение восприятия цветов типа дихромазии.
  • Заболевания зрительного нерва и сетчатки. В частности, медицинские противопоказания по зрению на получение водительских прав вызывает наличие следующих заболеваний из этой группы:
    • отслойка сетчатки;
    • атрофия зрительного нерва;
    • пигментный ретинит и другие.
  • Глаукома. При компенсированной глаукоме, диагностированной на начальной стадии, допускается переосвидетельствование через год.

Можно ли получить водительские права с плохим зрением?

зрение

В январе 2014 года ГИБДД начала оформлять водительские права нового стандарта, которые соответствуют требованиям Венской конвенции. Теперь в водительском удостоверении наряду с пиктограммами новых подкатегорий на право управления автомобилем имеются специальные отметки, указывающие на ограничения для водителей по состоянию здоровья.

При осмотре окулист определяет степень близорукости и дальнозоркости водителя. И если будет установлено, что без корректирующих зрение средств, например, контактных линз или очков с определёнными диоптриями, водить машину нельзя, в новые права проставляется отметка GCL. Поэтому фотографироваться для водительского удостоверения гражданин должен в очках. Тогда у инспектора не возникнут сомнения относительно соблюдения требований по безопасному движению.

Ответственность за подделку результатов проверки зрения у водителей

В п.11 ст.25 ФЗ №196 в редакции 2017 года сказано, что ВУ считается недействительным при нарушении водителем предписаний врача, зафиксированных особыми отметками в ВУ. Таким образом, если в этом документе имеется отметка «Очки обязательны», ездить без этих средств коррекции зрения нельзя.

Такие строгие штрафные санкции не должны вызывать удивление. Дело в том, что сотрудники ГИБДД расценивают подобное нарушение, как езду без прав, поскольку удостоверение в этом случае недействительно (см. выше).

Некоторые наши соотечественники, забыв надеть очки, пытаются избежать штрафа, утверждая, что их зрение восстановилось. Медицина не исключает данное явление. Более того, такой эффект достигается путём хирургического вмешательства. Но для инспектора заявление водителя не является аргументом. Поэтому, если ваше зрение действительно улучшилось, необходимо пройти медкомиссию заново и получить водительские права, в которых отметка об ограничении по зрению отсутствует.

Выводы

Безопасность использования автомобиля напрямую зависит от здоровья глаз водителя. Вместе с тем каждый, даже совсем юный россиянин, проходил хотя бы один раз тест у окулиста. Поэтому ответ на вопрос, как проверяют зрение на водительское удостоверение, ни для кого не является тайной. И только при положительном результате этой процедуры будет получен допуск к управлению транспортным средством. Ведь водитель с плохим зрением – это прямая угроза безопасности всех участников дорожного движения.

Как проверяют зрение у водителей

Перед тем, как начать проверку, врач проводит обязательную беседу, чтобы получить исчерпывающие сведения о состоянии вашего зрения и здоровья в целом. Необходимо рассказать об общих заболеваниях, перенесенных ранее, наследственных офтольмалогических проблемах, факторах риска в связи с профессиональной деятельностью, аллергии (если имеется) и принимаемых медицинских препаратах.

Следует учитывать, что в числе побочных эффектов лекарств может быть и воздействие на состояние глаз. Обследование зрения осуществляется комплексно. Именно поэтому важно, где вы будете его проводить – уровень квалификации врача и качество аппаратуры имеют решающее значение для получения достоверного результата.

Итак, для получения полной картины состояния глазного аппарата, проверяется:

  • Острота зрения, от которой в первую очередь зависит скорость реакции водителя.
  • Уровень цветоощущения, чтобы исключить дальтонизм.
  • Ширина кругозора – состояние бокового зрения имеет решающее значение для контроля ситуации на дороге.

Рассмотрим, как проходит процедура обследования для каждого критерия.

Диагностика зрения на остроту для получения ВП проводится с помощью специальной таблицы Сивцева либо Головина. На ней расположены буквы разного размера – чем ниже строчка, тем меньше буква.

Обследуемый садится перед таблицей на расстоянии 5 м и называет буквы, на которые указывает врач. Каждый глаз проверяется отдельно.

Осмотр считается пройденным, если вы смогли прочитать десятую строчку, на которой находятся самые мелкие цифры. Но даже если вы смогли разглядеть только 9-ю или 8-ю строчку, это также не является отрицательным результатом.

Если вам вдруг захочется обмануть врача, и вы выучите всю таблицу перед визитом к нему, учитывайте, что помимо букв, на таблице есть и различные не смыкающиеся в разных направлениях круги. От вас могут потребовать также указать, какая сторона фигуры полуоткрыта, а эту часть таблицы выучить уже достаточно сложно.

Думаю, не стоит лишний раз писать, насколько важен этот показатель. Ведь если вы не различаете цвета светофора, очевидно, что это создаст аварийную ситуацию.

Данное направление проверки проводится с помощью таблицы Рабкина. Она состоит из листов, на которых изображены различные элементы (цифры или геометрические фигуры).

При отсутствии отклонений, обследуемый может различить изображенные фигуры. А человеку, страдающему нарушением цветоощущения, кажется, что вся картина одного цвета. Чем меньше элементов распознано, тем сильнее уровень аномалии и ниже шанс получения прав.

Кстати, с 2012 года, ахроматопсия (самая тяжелая форма дальтонизма) стала основанием для отказа в выдаче прав любой категории. А профессиональные водители перестали получать разрешение на управление ТС при наличии серьезных признаков нарушения цветоощущения.

Ширина кругозора

Показатель по данному критерию должен быть не меньше 20 градусов. Боковое зрение проверяется специальным оборудованием – результат ниже установленной цифры является основанием для отказа в выдаче прав.

зрение

Данное нарушение не корректируется очками или линзами, а также не поддается лечению. Но оно встречается достаточно редко и свидетельствует о наличии других серьезных заболеваний, которые сами по себе стали бы основанием для отказа в выдаче справки.

Прохождение осмотра офтальмолога

Острота зрения

Требования к зрению водителей высокие. Одного умения управлять транспортным средством недостаточно. В первую очередь на положительный результат в получении прав влияет зрительное восприятие.

Человека с плохим зрением направляют к окулисту до прохождения автошколы, чтобы он зря не тратил деньги на обучение.

Тест на дальтонизм

Данное тестирование подразумевает картинки Рабкина. Пациента садят на расстоянии 1 м от изображений. Затем показывают фигуры, нанесенные на бумагу с помощью различных цветов.

Пациент называет изображенные фигуры/цифры. Тестирование позволяет определить, есть ли у человека отклонения в цветоощущении. Оно состоит из 24 изображений.

Тест на дальтонизм

При нормальном цветовосприятии ставят диагноз — нормальный трихромат. Некоторые люди вовсе не различают цвета, они видят мир в черно-белых тонах. Такое заболевание называется ахромазия.

Зрение можно восстановить без операции

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц…

Тестирование проходят и в домашних условиях с помощью компьютера. Главное не приближаться близко к монитору, рассматривать цифры и фигуры следует с расстояния не менее 1 м. Калибровка цвета на мониторе играет важную роль, поэтому рекомендуется посетить врача.

Тест кругозора

Отличной остроты зрительного восприятия недостаточно для получения водительского удостоверения. Проходя медицинскую комиссию, оценивают кругозор. В норме он составляет не менее 20 градусов, при меньших показателях запрещается управлять любым транспортным средством.

Его сужение указывает на патологические состояния, включая отслоение ретины. Оценка кругозора необходима, чтобы снизить риск образования ДТП на дорогах, особенно с трехполосной разметкой.

Пациент обращается в офтальмологический центр для решения данной проблемы с помощью оперативного вмешательства. Если через 3 месяца после этого кругозор составляет не менее 20 градусов, окулист даст допуск на получение водительского удостоверения.

Медицинские справки нужны в обязательном порядке. И не важно, права какой категории человек собирается получить.Если имеются сомнения по поводу нормального функционирования зрительного аппарата, в частности понизилась острота или возникли проблемы с цветоощущением, следует воспользоваться такими рекомендациями:

  1. Необходимо найти квалифицированного офтальмолога и провериться. Желательно, чтобы специалист умел хорошо подбирать корректирующие средства для глаз. Если очки будут подобраны неправильно, медицинские справки просто не выдаются. Поскольку для каждой категории существуют свои показатели, то без профессиональной консультации у окулиста не обойтись.
  2. Врач может посоветовать пройти курс стимуляции зрения при помощи специального аппарата.
  3. Следует знать, что на протяжении суток острота меняется. На нее влияет состояние организма. Поэтому перед тем днем, когда будет проводиться диагностика и непосредственно в назначенный день нужно максимально уменьшить нагрузки как физические, так и психологические. Будет неуместным употребление алкогольных напитков. Острота может ухудшаться из-за сильных волнений.

Даже если медкомиссию с первого раза пройти не удалось, не стоит паниковать. Допускается обжалование полученных результатов.

Какие заболевания глаз существуют?

Есть и другие виды заболеваний глаз, наличие которых может помешать человеку получить права. Среди них:

  • отслойка сетчатки,
  • глаукома,
  • катаракта и пр.

Следует отметить, что некоторые люди, имеющие серьезные заболевания глаз, идут на всяческие ухищрения, чтобы получить автоудостоверение (к примеру, подделывают анализы, покупают справку и пр.). Этим гражданам не лишним будет напомнить, что подобные фальсификации подвергают реальной опасности, как самого водителя с плохим зрением, так и других участников движения.

https://www.youtube.com/watch?v=KKbZoLMHtqk

Следует отметить, что некоторые люди, имеющие серьезные заболевания глаз, идут на всяческие ухищрения, чтобы получить автоудостоверение (к примеру, подделывают анализы,  покупают справку и пр.). Этим гражданам не лишним будет напомнить, что подобные  фальсификации подвергают реальной опасности, как самого водителя с плохим зрением, так и других участников движения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинская энциклопедия